Психологический отбор сотрудников охранной деятельности

Были времена, кода все было государственным, но в конце ХХ века многое изменилось, прошел ряд политических перемен, которые цепной реакцией повлекли за собой перемены экономические, обусловившие, в свою очередь, появление новой формы собственности - частной.


Теперь головная боль о сохранности своей собственности и не только собственности стала касаться каждого владельца. На повестке дня появился целый ряд вопросов: «Как сохранить свою собственность?», «Как обеспечить свою безопасность и безопасность своей семьи?», «Как обеспечить безопасность своих рабочих?».

Все это послужило предпосылкой для возникновения специализированных организаций, осуществляющих охранные функции. Надо констатировать тот факт, что если в начале своей жизнедеятельности данные охранные организации в основном имели нелегальный окрас, то с разработкой и принятием, а так же введением в действие необходимого законодательства, охранная деятельность возымела правовую основу. Другими словами говоря, в списке квалификаций и профессий появились строки с профессиями охранник и телохранитель.

Каковы же основные характеристики этой профессии и охранной деятельности как таковой?

Делая анализ специфики охранной деятельности, необходимо акцентировать внимание на ее экстремальную векторность. Под экстремальной векторностью необходимо подразумевать готовность к неожиданным (гипотетически возможным) нестандартным и даже опасным ситуациям.

Готовность - это первая половина достижения успеха, а вторая половина - это непосредственные действия сотрудника охраны при тех же первоначальных вводных (экстремальных условиях).

Готовность - это умение охранника вести наблюдение. Осуществляющееся охранником наблюдение нацелено на поиск потенциального источника опасности. Должно быть выявлено направление потенциальной угрозы и определены ее источники (носители). Для того чтобы все это сделать охранник обязан обладать нормальным зрением, слухом и другими показателями. Так, например, хранящиеся в памяти охранника стандартные вариации всевозможных внештатных ситуаций и технологии совершения преступлений, сплетаются воедино и интегрируются к особенностям текущей обстановки, что дает возможность оценивать и осуществлять адекватный анализ, а как следствие, принимать определенное решение о действиях с большим КПД (наиболее продуктивное).

Благодаря накопленному профессиональному опыту, а зачастую и жизненному, охранник может по невербальным признакам (выражению лица, мелкой моторике) сделать умозаключение о естественности или противоестественности поведения людей, их намерениях (мирные, агрессивные, нейтральные и т.д.).

Специфика работы сотрудника службы охраны заключается в том, что она осуществляется в условиях высокой вероятности появления нестандартных ситуаций. Стандартные условия дают возможность наблюдать за ходом событий и корректировать ранее принятые решения, а в экстремальных условиях, при нехватке времени и увеличении цены принятия решения, ошибки могут стать роковыми, а неправильно принятые решения могут привести как к материальным издержкам, так и моральным и даже к гибели охранника или третьих лиц.

Все это обуславливает требования к тому, кто осуществляет охранные функции.
Во-первых, это пребывание в постоянной готовности.
Во-вторых, умение быстро перейти с одного режима функционирования (благоприятные условия) в другой (с гораздо большей нагрузкой, с необходимостью привлечения резервных источников энергии и умственной активности).


Второй составляющей успеха осуществления охранной деятельности, как было сказано ранее, являются непосредственные действия охранника, которые во многом определяют его профпригодность.

Во время обучения охранников в специальных образовательных заведениях, которые ориентированы непосредственно на подготовку сотрудников для частной охранной деятельности, инструктора и преподаватели не могут предусмотреть и смоделировать все ситуации, которые гипотетически могут возникнуть во время исполнения охранниками своих непосредственных обязанностей. Вариаций может быть несметное количество с различными вводными данными (временем, местом, количеством привлеченных людей и т.д.). Однако необходимо обладать знаниями об обобщенных типах действий при возникновении данных ситуаций. Главным здесь является максимальная готовность охранника к встрече с возможной угрозой.

Здесь большую и немаловажную роль играет стрессоустойчивость работника службы охраны:


• эмоциональная лабильность (скорость возбуждения в мышечной и нервной тканях);
• степень тревожности;
• скорость восприятия и переработки информации.

Очень важно, чтобы на данном этапе работник службы охраны сумел произвести определенную последовательность необходимых действий, от которых будет зависеть как его жизнь, так и других (лиц охраняемых или сотрудников охраняемого объекта).


Примером таких действий может быть:


• блокирование дверей;
• нажатие тревожной кнопки;
• выявление и занятие выгодной пространственной позиции.

Все вышеописанные действия должны выполняться на рефлекторном уровне. Что бы это было возможным необходимо проведение специальных тренировок (идеомоторных и ситуационных). Тренировки способствуют закреплению стереотипа действий при наступлении нестандартной ситуации, а так же снимают клеше новизны, тем самым минимизируя эмоциональное возбуждение охранника.

По мере разворачивания ситуации, сотрудником охраны производится выбор стратегии действий.

На выбор стратегии действий влияет ряд психологических качеств человека:


• склонность к риску;
• склонность к агрессии;
• склонность к насилию;
• наличие или отсутствие мотивации;
• воля.


Как правило, решением является сумма всех этих составляющих.
Когда стратегия определена, воплощается в жизнь выбранная модель поведения.

На основе принятой модели поведения вырабатываются навыки оперативного мышления, играющие немалую роль в тандеме с логическим оцениванием, задачей которых является поиск и аналитика признаков, способствующих дополнению общей картины ситуации.

Насколько бы ни был тренирован работник службы охраны, он не всегда способен успеть охватить все ключевые моменты развивающихся событий, поэтому надо упомянуть о подсознательных процессах мышления (интуиции). Интуиция, как правило, хорошо развита у людей с богатым профессиональным опытом.

Исходя из всего вышесказанного, можно определить ряд общих психологических требований к профессиональным качествам сотрудников службы безопасности:
• Память. Хорошая память - это залог того, что сотрудник охраны будет помнить огромное количество необходимых сведений (инструкции, правовое поле своих полномочий, последовательность необходимых действий и т.д.)


• Внимание. Внимание - это залог того, что работник охранного предприятия будет распознавать признаки угрозы, опасности и выявлять возможные несоответствия в обстановке.
• Восприятие. Восприятие позволяет сопоставлять образы с образцом, взятым за основу.
• Интеллектуальность. Интеллектуальность - это гибкость и оперативность мышления. Интеллектуальные особенности помогают оценить общее положение дел, в выборе стратегии, расстановке приоритетов и т.д. Кроме того, к интеллектуальным особенностям надо отнести интуицию и воображение.
• Волевые качества. К волевым качествам относят решительность, самостоятельность, выдержку, склонность к риску, умение контролировать эмоции.

Оценка изложенных качеств нужна при проведении психологического отбора работников охраны, которая проводится как в процессе работы, так и при заключении трудового договора с охранником.

Цель данного отбора заключается в том, чтобы выявить лучших претендентов на вакантную должность и контролировать профессиональную пригодность сотрудников. Кроме этого, благодаря проведению данной оценки сразу становится ясно, насколько охранник может быть успешен в охранной деятельности, а так же к какой специфики он больше всего подходит (физическая охрана объектов, личная охрана и т.д.).